fbpx
Цикл: Диалоги с интеллигентным скептиком

Тора и наука: несуществующий конфликт

Глава NASA считает, что современный человек, признающий существование Творца, по сути, слепой. Очень спорный тезис. Достаточно сказать, что многие современные ученые с мировым именем считают себя верующими людьми. Но даже не в этом дело. А в том, что между наукой и Торой никогда не было никакого противоречия. Да и не может быть.

  • 00:02:08
    В западном мире все ученые классифицируются по четырем категориям: доктор теологии, доктор философии, доктор медицины и доктор юриспруденции. Философы в этой классификации — это ученые, которые изучают все науки, от математики до психологии и философии как таковой. Теология — это изучение Всевышнего по тем свидетельствам и артефактам, которые он сам о себе оставил (например, Тора и произведения мудрецов, которые на ней основаны). А философия — это проявление Творца в материальном мире. То есть с любой точки зрения мы так или иначе изучаем Всевышнего.
  • 00:07:50
    Заявления о том, что наука и Тора не пересекаются, сродни разговорам о том, что физика Ньютона и квантовая физика Нильса Бора не имеют ничего общего друг с другом. Хотя понятно, что есть и то, и другое; более того, одно без другого не существует.
  • 00:09:10
    Наука и Тора говорят о разных вещах. Наука сосредоточена на материальном мире, в котором находится человек. А религия — на духовном. Грубо говоря, наука изучает игру. Но кто сделал эту игру? Кто написал этот «код»? И зачем? Вот этими вопросами и занимается религия. С этой точки зрения нельзя сказать, что наука и религия противоречат друг другу.
  • 00:11:12
    Мифология якобы существующего конфликта между наукой и религией — порождение не иудаизма, а христианства. Католическая церковь на протяжении многих веков боролась с наукой, за любое научное открытие человека могли казнить. Но наука сама по себе не может быть еретической.
  • 00:14:05
    Из-за этого наследия в XVIII веке, когда началась Эпоха Просвещения, маятник качнулся в другую сторону. Стало модным считать, что религия — это мракобесие, и интеллигентный человек не может с ней иметь ничего общего. Диалог Наполеона и Лапласа — очень характерный пример для иллюстрации умонастроений того времени. Практически с тех пор и пошло: наука и религия — несочетаемые вещи, ученый не может быть мракобесом.
  • 00:15:43
    С еврейской точки зрения нет и никогда не было противоречий между наукой и Торой, наукой и религией. Просто потому, что они занимаются разными вещами.
  • 00:16:10
    Всего лишь век назад вся наука, та же физика Ньютона, была построена на принципе детерменизма: все можно определить, посчитать, мир абсолютно позаваем. Но в 1927 году немец Вернер Гейзенберг вывел принцип неопределенности. И маятник начал двигаться в другую сторону: в XX веке мы начали возвращаться к мысли, что наука не может посчить все.
  • 00:18:12
    С точки зрения иудаизма религия и наука дополняют друг друга. Тора — это квантовая механика, а наука — это физика Ньютона, которая объясняет, как все работает в материалом мире. В самой Торе сказано, что должен постигать землю, познавать мир, в котором он живет.
  • 00:20:00
    Мир вокруг нас — это та реальность, в которую Всевышний поместил человека с одной целью: чтобы у него в этой самой игре, называемой жизнью, была свобода выбора. По большому счету, выбор свободится к простой дилемме: соблюдать заповеди или нет. Но чтобы этот выбор работал правильно, игровая реальность, в которой находится человек, должна быть очень сложной. И все, что есть в реальности, имеет цель запутать человека. Но если этот квест человеком пройден, он получает приз — в виде ясного понимания, что мир создан не случайно, и науки и религия просто изучают разные грани гармоничности этого мира.
  • 00:24:20
    Сейчас в мире все очень сильно автоматизируется. И это неслучайно. Один из смыслов мессианской эпохи, как ее описывают наши мудрецы, в том, что человек сможет полностью посвятить себя духовным аспектам. Спрашивается: а кто его будет кормить, кто за него будет работать? Ответ: не беспокойтесь, за него кто-то будет работать. И сегодня, с развитием технологий, мы начинаем понимать, кто именно.
  • 00:25:30
    Итак, постигать Творца можно через религию и через науку. Если так, не является ли путь через науку в определенном смысле вторичным?
  • 00:28:27
    В смысле познания мира религия, в первую очередь, дает нам понимание правил игры. Без Торы, с помощью чистой науки, человек, конечно, тоже может прийти к познанию Творца (разумеется, в том объеме, в котором он хочет и готов быть понятым), но когда ты бродишь без навигатора, путь становится труднее и часто дольше. А иногда без навигатора в финальную точку можно и не попасть.

Другие лекции цикла

Сколько игроков за столом?

Наша реальность — это индивидуальная «компьютерная игра» с Творцом или «многопользовательская» игра с его участием?

Воскрешение из мертвых. Тайна косточки Луз

Вопреки расхожему мнению реинкарнация вполне вписывается в еврейскую веру

Сила привычки

Когда жизнь в соответствии с выбранным мировоззрением перестает быть каждодневной работой над собой и входит в привычку?

«Поговори со мной, антисемит!..»

Стихи Андрея Орлова (Орлуши) — как ответ всем, кто считает, что Израиль ведет себя в Газе слишком жестоко

Синедрион: история вопроса

Как была устроена судебная система у евреев? И когда будет воссоздан Синедрион?

В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

Ханука. Послесловие

Что и почему случилось через 100 лет после Ханукального чуда

Ишмаэль и Ицхак. Ислам и иудаизм

Чему учит история братьев Ишмаэля и Ицхака применительно к отношениям ислама и иудаизма

Земля раздора

Арабо-израильский конфликт глазами не только историка, но и раввина

Яаков и Эсав. Близнецы — антиподы

Чему учит история близнецов Яакова и Эсава применительно к отношениям Израиля и западной цивилизации

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Богемская рапсодия (1541—1578)

    Из-за чего Эдгару Келли отрезали уши и что скрывает ребус на могильной плите рава Давида Ганца?

    Гуманисты-каббалисты (XVI век)

    Сколько людей нужно было зарезать, чтобы получить титул флорентийского гуманиста

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Светила рава Кука

    Духовный отец религиозного сионизма

    Голда Меир. «Единственный мужчина» во власти Израиля

    Голда Меир плохо говорила на иврите. Что не помешало ей стать одним из самых ярких премьеров Израиля

    Великое противостояние. Виленский гаон (1720—1772)

    Почему раву Элиягу бен Шломо Залману так и не удалось сделать голема

    Горбун из Дессау (1729-1786)

    Чем ординарный еврей в Пруссии отличался от экстраординарного

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Как принято у евреев относиться к войне

    Если еврей может повлиять на мир между двумя сторонами, то он должен сделать для этого все

    Ариэль Шарон. Неоконченная война

    Одни считают его героем, другие — предателем. В любом случае, для Израиля Ариэль Шарон — фигура ключевая