Цикл: Еврейская история

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

В этой лекции мы познакомимся с романтиками конца XVIII — начала XIX столетия, узнаем, почему Александр Дюма хотел заболеть чахоткой, Альфред Нобель боялся быть похороненным заживо,а Артур Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти. Выясним, почему именно в эту эпоху в литературе появились Дракула и Франкенштейн, о чем на самом деле сказки братьев Грим и как динозавр стал символом эпохи. Расскажем, как берлинские евреи придумали «сухое крещение», как Давид Фридлендер отказался от мечты восстановления Иерусалимского Храма и как «юден» захотели стать «деистами».

(Продолжение следует)

  • 00:01:23
    Конец XVIII — конец XIX в. Эпоха романтизма, но герои разные: романтик Грей в «Алых парусах» Грина и жестокие герои «Можжевелового дерева» братьев Гримм. Эпоха динозавромании, чему способствовало нахождение ископаемых остатков этих древних животных.
  • 00:11:00
    В дальнейшем символом эпохи становится демон, сатана: «Фауст» Гете. Эпоха отрицания Б-га и подражания демону. Великий немецкий романтик Людвиг Тик говорил, что дьявол — символ бунта и что хочет встретиться и поговорить с ним.
  • 00:12:13
    Еврейские писатели тоже не отстают от моды. Гейне, говоря о «Эликсире сатаны» Гоффмана, отмечает, что в нем заключено самое ужасающее, что только способен придумать ум.
  • 00:15:25
    В эпоху романтизма все подражали героям Байрона (Чайльд-Гарольд), Пушкина (Евгений Онегин), Гете (Вертер). Модно было быть худым и бледным, болеть чахоткой и закончить жизнь самоубийством.
  • 00:19:11
    Эпоха романтизма — эпоха тафофобии, боязни быть похороненным заживо. Ею страдали Гоголь, Шопен, Нобель, Шопенгауэр. С 1732 г. хоронят через три дня после смерти. Эпоха помешательств, мистики, привидений, мода на фольклор, страшные сказки. Эпоха безопасных гробов со светом, трубочкой для воздуха и ключами от гроба и склепа.
  • 00:37:01
    Король Фридрих Вильгельм II отменяет положение о том, чтобы евреи заходили в город в ворота для скота и платили пошлину. Указ дать евреям гражданство Германии, когда они перестанут быть евреями (через 60-70 лет). Если у еврея есть более 15 тыс. талеров, он может жить в городе и считаться привилегированным евреем. Бизнес евреям разрешался, если нет конкуренции и есть разрешение христиан. Запрещалось столярное, сапожное, портняжное дело.
  • 00:45:56
    Основная политика по отношению к евреям в Германии — ассимиляция, ограничение рождаемости, ограничения в правах и свободах. Развивается реформистский иудаизм — примирение основных догматов веры с современной жизнью (Гейгер, Якобсон, Мендельсон). В России , несмотря на ограничения, евреи жили свободнее и справедливее, чем в Германии.
  • 01:06:01
    1803 г. — небывалая юдофобская агитация. Гратенауэр пишет грубый памфлет «Против евреев»: постыдно общаться с евреями; еврей и немец не могут жить на одной территории; еврей и после крещения останется евреем; должны носить желтый знак на одежде и т. д.

Другие лекции цикла

Ашкеназcкая Таврида (3 в. до н.э. — 1825)

Крым изначально принадлежал ашкеназам, которые не знали идиш и даже не были евреями

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Крушение Первого рейха (1792—1815)

Почему в Вене начала XIX в. евреи, строго соблюдающие традиции, считались самыми надежными

Кантонисты. Часть II: мобилизация (1827—1840)

Как в эпоху «между звездами и грязью» можно было оставаться человеком

В поисках колена Дана. Часть I (1808—1831)

Как Барух Гад встретился с потерянными коленами Израиля, а посланник Цфата — с представителем колена Дана

Велижское дело (1823—1835)

Как евреев из одного российского города ложно обвинили в ритуальных убийствах

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Воложинская alma mater (1802—1822)

Мечта, которая воплотилась в реальности и изменила еврейскую историю навсегда

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Как принято у евреев относиться к войне

    Если еврей может повлиять на мир между двумя сторонами, то он должен сделать для этого все

    Война с антисемитизмом

    Лидеры ХАМАС призвали своих сторонников устроить 13 октября 2023 года «всемирный еврейский погром»

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Голда Меир. «Единственный мужчина» во власти Израиля

    Голда Меир плохо говорила на иврите. Что не помешало ей стать одним из самых ярких премьеров Израиля

    Светила рава Кука

    Духовный отец религиозного сионизма

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Ариэль Шарон. Неоконченная война

    Одни считают его героем, другие — предателем. В любом случае, для Израиля Ариэль Шарон — фигура ключевая

    «За все на евреев найдется судья»

    Откуда берется антисемитизм? Почему он устойчив? И как еврею реагировать на его проявления?

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?