Цикл: Еврейская история

Гершеле Острополер. Ашкеназский Ходжа Насреддин

В этой лекции мы расскажем про «предтечу» Казимира Малевича — Гершеле Острополера и узнаем, как при помощи шуток он вносил свет в темные будни евреев Российской империи. Выясним, как московские светские дамы боролись с дронами Наполеона и из-за чего культ вуду был против них неэффективен. Познакомимся с р. Пинхасом из Корица и его великими учениками и узнаем, как фамилия Шапиро связана с городом Шпайер.

  • 00:04:06
    Все знают квадрат Малевича. Но никто не знает о квадрате Острополера.
  • 00:05:30
    Однажды Острополер выставил на продажу «Белую картину, конец XVIII века» — пустое белое полотно. Когда покупатели спрашивали, почему на картине ничего нет, он отвечал, что на ней изображен переход евреев через Красное море. А где евреи? Они уже перешли море. А где египтяне? Они еще не подошли к морю. А где море? Оно разверзлось, и его не видно. Этот пустой холст продавался за очень большую цену. Купил ли его кто-то, история умалчивает.
  • 00:08:35
    В России в начале XIX в. был создан Комитет по благоустройству евреев. Но было указано, что каждый раввин должен владеть тремя языками: польским, русским, немецким. Дали шесть лет, чтобы подготовиться и вести делопроизводство на этих языках. Позже появились «казенные раввины», которые знали языки и вели документацию, но не знали еврейских традиций.
  • 00:11:00
    К 1 января 1808 г. все евреи должны были покинуть села и деревни и переселиться в местечки и города по причине того, что они якобы спаивают православных. Но евреи приносили большую пользу: привозили из города товары для крестьян, продукты первой необходимости, помогали крестьянам сбывать урожай.
  • 00:20:15
    1806 год. Наполеон приглашает евреев на синедрион в Париже. Он собирался дать евреям гражданские права и хотел это обсудить. В России испугались, Священный Синод выступил против предложения Наполеона. В результате выполнение указа о выселении евреев из деревень приостановили и разослали всем еврейским общинам указания дать свои предложения.
  • 00:24:55
    В 1807 г. Россия и Франция заключили Тильзитский мир, и Александр I заявил, что отмены указа о переселении евреев не будет. Переселение должно было проходить в три этапа, с 1808-1 по 1810 гг. Но оно вызвало уже в первый год такие страшные последствия (перенаселенность, голод), что комиссия Европейского комитета приостановила процесс на три года. Вердикт комиссии: пьянство не от евреев, а от помещиков; евреи сами бедные; евреи приносят пользу; евреи в местечках не смогут выжить.
  • 00:30:10
    1780 г., Украина. Хасидизм, основателель — Баал Шем Това, продолжатель, лидер хасидизма на Украине —- Пинхас Шапиро из г. Корец.
  • 00:43:40
    Основа учения Пинхаса — идея правды, стремление к истине. Ученики — рав Борух Тульчинский, у которого шутом-советчиком был Гершеле Острополер.

Другие лекции цикла

В поисках колена Дана. Часть I (1808—1831)

Как Барух Гад встретился с потерянными коленами Израиля, а посланник Цфата — с представителем колена Дана

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Домовой у лавочника (1815—1825)

Как орган стал еврейским народным инструментом

Воложинская alma mater (1802—1822)

Мечта, которая воплотилась в реальности и изменила еврейскую историю навсегда

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Приключение евреев в Суринаме (1795—1815)

Как сефарды Амстердама стали гастарбайтерами, а негры-евреи основали в Парамарибо свою общину

Государство-призрак

Как, переписывая историю, можно породить идею, из-за которой гибнут люди

Кантонисты. Часть II: мобилизация (1827—1840)

Как в эпоху «между звездами и грязью» можно было оставаться человеком

Ашкеназcкая Таврида (3 в. до н.э. — 1825)

Крым изначально принадлежал ашкеназам, которые не знали идиш и даже не были евреями

Крушение Первого рейха (1792—1815)

Почему в Вене начала XIX в. евреи, строго соблюдающие традиции, считались самыми надежными

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Светила рава Кука

    Духовный отец религиозного сионизма

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Война с антисемитизмом

    Лидеры ХАМАС призвали своих сторонников устроить 13 октября 2023 года «всемирный еврейский погром»

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Голда Меир. «Единственный мужчина» во власти Израиля

    Голда Меир плохо говорила на иврите. Что не помешало ей стать одним из самых ярких премьеров Израиля

    «За все на евреев найдется судья»

    Откуда берется антисемитизм? Почему он устойчив? И как еврею реагировать на его проявления?

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Как принято у евреев относиться к войне

    Если еврей может повлиять на мир между двумя сторонами, то он должен сделать для этого все

    Ариэль Шарон. Неоконченная война

    Одни считают его героем, другие — предателем. В любом случае, для Израиля Ариэль Шарон — фигура ключевая