Цикл: Еврейская история

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть III: Синедрион (1807—1808)

Из этой лекции мы узнаем, как Наполеон превратил «Великий Синедрион» в театральное представление, во что были одеты его актеры и почему шапка р. Йосефа Давида Зинцхейма напоминала два рога. Разберемся в родословной р. Шмуэля Авраама бен Менахема, выясним, кем был его племянник и как его брат связан с бритвой Рhilips. Расскажем, как консистории превратились в военкоматы, иудеи — в израильтян и чем было вызвано разочарование вольтерианца Фуртада.

  • 00:01:30
    В 1804 г. раввином Триера (а это часть революционной Франции) стал Шмуэль Авраам бен Менахем. Его младший брат Гешель заканчивает университет и становится адвокатом.
  • 00:07:25
    В 1815 г. правление Наполеона заканчивается, и Триер возвращается в прежнее состояние: евреям сложно найти работу и поступить в учебные заведения. В 1817 г. Гешель переходит в лютеранство. А в 1818-м в его семье рождается третий ребенок — Карл, которого мир скоро узнает как Карла Маркса.
  • 00:14:00
    В апреле 1806 г. Наполеон собирает Съезд еврейских нотаблей в Париже (Наполеон понимает, что если он захватит всю Европу, евреев во Франции будет много, и с ними надо будет что-то делать). На съезде обсуждалось 12 вопросов. Большая часть съезда с одобрением относится к идеям Наполеона.
  • 00:25:07
    Идея воссоздать Синедрион, но такой, который бы принимал те законы, которые нужны Наполеону. Синедрион собирают 9 февраля 1807 г. Были приглашены известные раввины. Театральное представление: для раввинов шьют специальную одежду, а для главы Синедриона Йосефа Зинцхейма —шапку, напоминающую скрижали Завета.
  • 00:37:50
    Открытие Синедриона в главной синагоге Парижа. Один из участников провозглашает Наполеона великим, он «возрождает Израиль из груды костей», говорит, что народ Израиля должен посылать своих сыновей ему на службу. Далее отправляются в Отель-де-Виль, чтобы писать новый Талмуд.
  • 00:46:50
    Вопросы раввинам и ответы на них. Например: может ли еврейка выйти за христианина, и наоборот? По гражданскому законодательству брак будет разрешен, поэтому и из общины не должны изгонять. Считают ли Францию родиной, будут ли ее защищать? Запрещают или разрешают ростовщичество в отношении не евреев?
  • 01:05:00
    Наполеон решает издать «Позорный декрет» (17 марта 1808 г.). Каждая еврейская община должна иметь свою консисторию (распространяет идеи нового Талмуда). Евреев должны называть французами иудейского вероисповедания или израильтянами. Евреям не обязаны возвращать долг. Евреи могут селиться в определённых местах. Разочарование вольтерианца Фуртада.

Другие лекции цикла

Берлинские романтики. Эффект бабочки (1796—1813)

Как гнилые яблоки в столе Шиллера стали символом эпохи и как «эффект бабочки» повлиял на мировоззрение Вагнера

Домовой у лавочника (1815—1825)

Как орган стал еврейским народным инструментом

Арарат на Ниагаре (1825—1833)

Почему израильское лобби в США состоит в основном из христиан-евангелистов

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Государство-призрак

Как, переписывая историю, можно породить идею, из-за которой гибнут люди

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Кантонисты. Часть II: мобилизация (1827—1840)

Как в эпоху «между звездами и грязью» можно было оставаться человеком

Жемчужина у моря (1815—1825)

Кем на самом деле была тетя Белла из Одессы и где в Российской империи случился первый еврейский погром

Кантонисты. Часть III: непокорившиеся (1827—1854)

Пермский этап, казанские утопленники и непокорившиеся евреи

В поисках колена Дана. Часть I (1808—1831)

Как Барух Гад встретился с потерянными коленами Израиля, а посланник Цфата — с представителем колена Дана

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Голда Меир. «Единственный мужчина» во власти Израиля

    Голда Меир плохо говорила на иврите. Что не помешало ей стать одним из самых ярких премьеров Израиля

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Светила рава Кука

    Духовный отец религиозного сионизма

    Ариэль Шарон. Неоконченная война

    Одни считают его героем, другие — предателем. В любом случае, для Израиля Ариэль Шарон — фигура ключевая

    «За все на евреев найдется судья»

    Откуда берется антисемитизм? Почему он устойчив? И как еврею реагировать на его проявления?

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Война с антисемитизмом

    Лидеры ХАМАС призвали своих сторонников устроить 13 октября 2023 года «всемирный еврейский погром»

    Как принято у евреев относиться к войне

    Если еврей может повлиять на мир между двумя сторонами, то он должен сделать для этого все