Цикл: Еврейская история

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Из этой лекции мы узнаем, почему р. Арье Лейб из Шполы (Шпольский дедушка) одевался в шкуру медведя и танцевал танец «Гоп, казак». Выясним, почему Брацлав был «неравнодушным городом» и как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма. Постараемся постичь тайный смысл сказки «Курочка ряба» и понять, зачем братцу Иванушке нужно было пить из копытца. А также выучим историю о «Семи нищих», которая имеет начало, но не закончилась до сего дня.

  • 00:01:45
    Все знают Эрнста Теодора Гофмана. Но несправедливо забыт другой сказочник — рабби Нахман из Брацлава.
  • 00:03:24
    Они были современниками. Гофман сказки писал, а Нахман — рассказывал. Гофман жил в Берлина, Нахман — в маленьких городах. Гофман много пил, спаивал других и умер молодым из-за алкоголя. Нахман учил людей жить в радости и помогал людям. Гофман писал истории о жизни кота и человека, которые одинаково прозябают. Нахман — про принца, героев и добрых животных. Это историческая несправедливость, что знают Гофмана и не знают Нахмана.
  • 00:09:34
    Детство Нахмана прошло в атмосфере, насыщенной хасидскими преданиями. В 13 лет составил сборник афоризмов. После женитьбы жил в Киевской губернии. В 1798 г. ездил в Палестину. По возвращении часто менял место жительства, пока не поселился окончательно в Брацлаве. Здесь познакомился с Натаном Штернгарцем, ставшем его последователем.
  • 00:25:38
    Один из основателей хасидизма. В центре учения рабби Нахмана стоит отношение цадика к своим приверженцам. Цадик — душа, а хасиды — тело. Они взаимно дополняют друг друга. Говорил о необходимости постоянного нравственного самоочищения, утверждал, что уныние — худший враг веры.
  • 00:44:00
    Говорил, что человек редко бывает наедине со своими мыслями, нужно остановиться и подумать, поговорить с Б-гом. Учил находить радость. Весь мир наполнен спорами, Нахман учил их прекращать. С 1806 г. ввёл в хасидизм народные сказки —  аллегорические сказания о принцессах и героях.
  • 01:21:20
    В 1810 г., предчувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения произошла Уманская резня. Там умер от чахотки и был похоронен на еврейском кладбище рядом с погибшими от резни во время восстания гайдамаков.

Другие лекции цикла

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Велижское дело (1823—1835)

Как евреев из одного российского города ложно обвинили в ритуальных убийствах

Арарат на Ниагаре (1825—1833)

Почему израильское лобби в США состоит в основном из христиан-евангелистов

Жемчужина у моря (1815—1825)

Кем на самом деле была тетя Белла из Одессы и где в Российской империи случился первый еврейский погром

В поисках колена Дана. Часть I (1808—1831)

Как Барух Гад встретился с потерянными коленами Израиля, а посланник Цфата — с представителем колена Дана

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Русские иудействующие (1471—1825)

Как в сибирских деревнях назывался праздник Рош а-Шана и чем Пурим похож на Масленицу

Домовой у лавочника (1815—1825)

Как орган стал еврейским народным инструментом

Приключение евреев в Суринаме (1795—1815)

Как сефарды Амстердама стали гастарбайтерами, а негры-евреи основали в Парамарибо свою общину

Кантонисты. Часть II: мобилизация (1827—1840)

Как в эпоху «между звездами и грязью» можно было оставаться человеком

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Ариэль Шарон. Неоконченная война

    Одни считают его героем, другие — предателем. В любом случае, для Израиля Ариэль Шарон — фигура ключевая

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Светила рава Кука

    Духовный отец религиозного сионизма

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Голда Меир. «Единственный мужчина» во власти Израиля

    Голда Меир плохо говорила на иврите. Что не помешало ей стать одним из самых ярких премьеров Израиля

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    «За все на евреев найдется судья»

    Откуда берется антисемитизм? Почему он устойчив? И как еврею реагировать на его проявления?

    Как принято у евреев относиться к войне

    Если еврей может повлиять на мир между двумя сторонами, то он должен сделать для этого все

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Война с антисемитизмом

    Лидеры ХАМАС призвали своих сторонников устроить 13 октября 2023 года «всемирный еврейский погром»